Главный редактор

S V Ivanova

Иванова Светлана Вениаминовна 

член-корреспондент Российской академии образования, доктор философских наук, профессор, кандидат педагогических наук, Государственный советник Российской Федерации I класса, действительный член Российской академии естественных наук, действительный член Академии педагогических наук Казахстана, Почетный Работник общего образования РФ, член Союза писателей России.

 

Главный редактор научных журналов «Ценности и смыслы», «Отечественная и зарубежная педагогика» (Перечень ВАК), член редсоветов ряда научных журналов России и зарубежья.

Председатель Научного Совета по педагогической компаративистике Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

Руководитель Федеральной инновационной площадки «Создание единого образовательного пространства в странах СНГ».

Научная биография и сфера интересов

Общий стаж научно-педагогической деятельности С.В. Ивановой составляет около 40 лет, в том числе стаж педагогической работы в вузах г. Москвы – более 15 лет.

С.В. Иванова окончила филологический факультет Новосибирского государственного педагогического института,работала в системе образования города Новосибирска, затем в Москве и Московской области. В годы работы учителем начала заниматься научно-исследовательской деятельностью, осуществила эксперимент по созданию педагогических условий гуманизации образовательного процесса в рамках подготовки кандидатской диссертации под руководством А.Г. Асмолова и В.А. Сластенина.

С 2011 г. Светлана Вениаминовна Иванова - директор Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики» РАО, в результате реорганизации Российской академии образования и научных институтов с 2014 г. по январь 202Российской академии образования», с 2020 г. научный руководитель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Как научный руководитель института С.В. Иванова большое внимание уделяет возвращению ведущей роли фундаментальных исследований, поддержке традиционных научных школ, осуществлению масштабных научно-издательских проектов, развитию экспериментальной работы и научного сотрудничества с регионами и вузами.

Светлана Вениаминовна Иванова известный в стране и за рубежом ученый, руководитель и организатор научных исследований в области методологии инновационного образования, и, в частности, методологии сравнительного исследования инновационных образовательных пространств. В руководимых ею диссертационных советах с 2011 года по данному направлению защищено 6 докторских и 12 кандидатских диссертаций (в том числе две – по данному направлению под ее непосредственным руководством). В руководимом С.В. Ивановой институте по ее инициативе и под ее научным руководством к 70-летию Академии издана не имеющая аналогов в РАО 33-томная антология научных исследований (серия «Фундаментальные труды института теории и истории педагогики РАО»), раскрывающая различные аспекты методологии инновационного образования. В качестве председателя Научного совета по сравнительной педагогике Отделения теоретической педагогики и философии РАО она расширила его состав до ста ученых из России, США, КНР, Великобритании, Италии, Греции, Канады, Казахстана и других стран, осуществляет сотрудничество в сфере методологии сравнительных исследований образовательных пространств, организацию международных конференций и семинаров соответствующего профиля.

С.В. Иванова внесла крупный научный вклад в разработку методологии инновационного образования, занимаясь концептуализацией модернизационных проектов федерального уровня, созданием и теоретическим осмыслением корпоративного и политического обучения. Ею рассмотрены различные методологические аспекты инновационного пути развития образования с учетом взаимовлияния пространственно-временных условий: интерпретация инноваций в эпоху массмедиа, влияние социальных и социально-экономических условий на образование в постиндустриальном обществе, электронное настоящее и будущее образования, изменение дидактических концептов в эпоху постмодерна. С.В. Ивановой раскрыты основные условия, акторы, позиции создания благоприятной внешней среды образовательной организации, при создании которой возможно осуществление инноваций. В ее работах представлены актуальные философско-методологические проблемы современного образования с опорой на историко-философский и компаративистский контекст; исследованы педагогические условия гуманизации обучения.

Среди значимых публикаций С.В. Ивановой по специальности можно выделить монографию «Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст», монографический сборник «Принятие решений в системе образования» (7 параграфов, 17,3% авторского текста и общая редакция); «Инновационное развитие образовательных программ непрерывного образования: методология и практика» (в соавторстве); участие в Федеральном справочнике «Образование в России» со статьей «Отечественная система образования в 1980-е, 1990-е, 2000-е годы: решения, обусловленные временем»; научные публикации в журналах ВАК: «Интерпретация инноваций в мировом образовательном пространстве в эпоху медиа»; «Формирование образовательного пространства: междисциплинарный взгляд» (в соавторстве); «К проблемам методологических оснований дидактики в эпоху постмодерна»; «К вопросу о влиянии инфокоммуникационных технологий на образовательное пространство»; «Современные направления сравнительных исследований в образовательном пространстве»; «Развитие системы непрерывного образования в сфере бизнеса: новые решения» и др.

Опубликовано более 180 научных работ, напечатано 67 научных материалов, из них 44 – в журналах из Перечня ВАК, 4 – в зарубежных источниках. Индекс Хирша по РИНЦ – 14.

С 2015г. С.В. Иванова председатель Научно-методического совета по литературе Федерального института педагогических измерений, где в настоящее время разрабатываются новые подходы к проведению ЕГЭ по литературе. С.В. Иванова руководит темами по Плану фундаментальных исследований Российской академии образования, научными проектами Российского гуманитарного научного фонда и др. С.В.Иванова – инициатор и главный редактор научных журналов «Ценности и смыслы» (выходит с 2009 г., включен в Перечень ВАК, импакт-фактор 0,356), «Отечественная и зарубежная педагогика» (с 2011 г., в Перечне ВАК, импакт-фактор 0,232).

Светлана Вениаминовна Иванова является руководителем кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию.

Публикации и связи со СМИ

Автор более 180 научных статей, монографий и учебных пособий.

Сборники стихов «А я распахиваю двери» (2009), «Верю и верую» (2014), музыкальный диск «Песни на стихи Светланы Ивановой» (2014), «Сказки для внука» (2014), «Измышлизмы» (2014), «Путевые заметки. Моя Бурятия. Моя Монголия» (2014), «Слово главного редактора. Ценности и смыслы. 2009-2022».

Список опубликованных научных и научно-методических работ члена-корреспондента Российской академии образования, доктора философских наук, профессора, директора ФГБНУ  «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Ивановой Светланы Вениаминовны (Общее количество – более 180).

 

Интервью «Науки об образовании: приоритеты и востребованность // «Отечественная и зарубежная педагогика». 2017. №2. т.2 (38). С.6-16.

Интервью // «Известия Российской академии образования». 2016. №2 (38). С.152-168.

Интервью «В педагогике нельзя ошибаться» // «Вестник образования России» №22, ноябрь, 2015. С.71-80.

Интервью «Век живи – век учись. Российская педагогическая наука вступает на новый этап развития» // «Российская газета». Федеральный выпуск. №6208 (232) от 16.10.2013.